Когда ведет уроки мастер
 

Как бы нам хотелось, чтобы дети любили учиться, чтобы они спешили в школу на урок, а не из школы на улицу. Как помочь ребенку груз знаний превратить в социальный опыт? Ответы на эти вопросы знает Мастер. К нему и отправились 8 декабря 2010 года учителя математики из разных школ Павловского района.

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» - такими высказыванием Роджера Левина начала свой мастер-класс учитель математики  Покровской СОШ Проценко Ольга Викторовна.

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного образования – внедрение компетентностного  подхода.  Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность  ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Именно поэтому Ольга Викторовна обратилась к проблеме формирования социально-трудовой компетенции через  решение  задач практического содержания. Учителем была разработана программа элективного курса «Решение прикладных задач математическими методами», исследовательские работы и учебные проекты, выполненные под руководством Проценко О.В., также носят характер социально-трудовой направленности. А знакомство с банком методических идей – наглядный пример тому, что в преподавательском стиле Ольги Викторовны на первый план выступает обучение, ориентированное на действие, на освоение не конкретного знания, а способа его добывания. На таких уроках учащиеся – инициаторы и организаторы процесса своего учения. В этом убедились присутствующие на мастер-классе учителя математики из Павловска и Русской Буйловки, Лосево и Песок, Казинки  и Петровки, Ливенки, А.- Донской, Черкасска и Грани.

На открытом уроке в 5 классе дети еще раз  отметили, что математика в жизни человека играет важную роль. Рулон обоев, банка краски, клей -  казалось бы, зачем они нужны на математике?  Но ведь задача учителя – формирование социально-трудовой компетенции, а тема  актуальная – « Площадь. Единицы измерения площадей». В ходе урока учащиеся работали над проектом «Ремонт».  Слушатели мастер-класса отметили в этом уроке эффективность работы по технологии исследования частного случая, оригинальное чередование индивидуальной и коллективной деятельности. На уроке дети самостоятельно составили план ремонта кабинета, определили порядок учебных действий, распределили обязанности каждого, и началась работа. Особенностью этого урока было то, что каждый, выполняя свою маленькую задачу, внес свой вклад в решении одной общей задачи. В результате дети определили, сколько обоев необходимо для ремонта класса и сделали вывод о том, какими способами можно рассчитать расходуемые материалы для ремонта. Прозвенел звонок, а дети не хотят покидать кабинет математики, у них еще столько  идей и эмоций! А это самая высокая оценка учителю!

Пятиклассников сменили люди серьезные – 6-классники. Они решали важную задачу: как сэкономить бюджет семьи. На этапе актуализации знаний  12-летние ребята оперировали такими понятиями как плата, услуга, банк, процент, доходы, банковский вклад, налоги, пеня, тариф. Далее обсудили, из чего складывается семейный бюджет и рассмотрели только одну часть расходов – расходов на коммунальные услуги. Работа очень заинтересовала учащихся, потому что задачи были не из учебника, а из их семейных квитанций по оплате коммунальных услуг. Для этого класс условно разделился на три семьи: Электриковых, Водяных и Денежкиных.

Электриковы решали задачу по плате за электроэнегрию в связи с повышением тарифов, посчитали экономию от энегросберегающих ламп и пришли к выводу о способах экономии электроэнергии, которыми поделились с остальными участниками урока.

Семья Водяных  сделала экономический расчет по плате за воду по счетчику и сделала вывод, что приборы учета воды и бережное отношение к воде помогут сэкономить семейный бюджет.

Денежкины пытались повысить семейный бюджет через банковские вклады. Процентные ставки, расчет банковского вклада через определенное время для них не составили труда. Денежкины справились быстрее всех.

В конце урока дети сделали вывод о том, как сохранить семейный бюджет и как помочь школе справляться с экономическими проблемами.

При подведении итогов участники семинара разделились на две группы: «позиция» и «оппозиция». Из 18 присутствующих учителей к группе «Оппозиция» причислили себя только 2 преподавателя, но в своих замечаниях к урокам они высказали только пожелания сделать урок более зрелищным, предложить участникам семинара задачи, которые решали дети в группах. Абсолютно все учителя математики отметили теплую атмосферу урока, умение учителя быть не над учеником, а рядом с ним, выполнять роль консультанта, а также поблагодарили Проценко О.В. за знакомство с новыми приемами работы по формированию практических навыков учащихся, за большую теоретическую и практическую базу, которая была подготовлена для каждого участника семинара.

 А общее впечатление от мастер-класса было таково:

Если мастер урок ведет –

Это светлой души полет.

Нет ненужной и лишней задачи,

Над  которою школьники плачут.

Если дети знают, зачем,

Не бывает для них трудных тем.

И тогда засияют их лица –

Этим стоит, конечно, гордиться.

И не нужно ни грамот, ни звания,

Если в детях находишь признание.

 На уроках Ольги Викторовны трудное оказывается легким, то, что вчера казалось ненужным, оказывается жизненно важным, а это значит, что труду учителя дети дают  самую высокую оценку. Пожелаем Ольге Викторовне творческих успехов и новых педагогических находок!

 

Учитель русского языка и литературы  Шевченко Т.А.

 

 

 

Hosted by uCoz